История Стамбула

История Стамбула

10.08.2020 Выкл. Автор admin

История Стамбула – одна из интереснейший в мировой истории и географии.

Многие века он оставался центром притяжения и яблоком раздора политиков и воинов. Стамбул — уникальный город, расположенный на стыке двух культур и двух материков: Европы и Азии. Он был столицей Римской, Византийской и Османской империй на протяжении 1600 лет, свидетелем правления 120 кайзеров и императоров  и множества  исторических событий.

О происхождении этого города существует много древних легенд, которая из них правдива – неизвестно. Еще в античные времена дорийцы из греческого города Мегара, причалили к берегу Босфора со стороны Азии и основали там колонию в Кальцедонии. Обрадованные тем, что кампания удачно завершилась, они недостаточно оценили этот край и обосновались в  бухте, которая продувалась сильными ветрами.

Следующая группа колонистов во главе с мегарским вождем Византием всадились напротив «Страны Слепых» — так они назвали азиатский берег, ибо только слепые, как они считали, были не способны увидеть и понять все преимущества побережья Босфора, находящегося в европейской части. Здесь они в 667 году до нашей эры основали колонию Византии в местечке Калхедон, которое находилось на противоположном берегу от Кальцедонии. Место, которое они выбрали оказалось очень стратегически удачным и спокойным.

Узкий пролив Босфор соединяет Черное и Мраморное море. Далее, Мраморное море проливом Дарданеллы встречается с Эгейским морем, которое является частью Средиземного. Кроме того, пролив Босфор имеет здесь длинный естественный порт, напоминающий по форме рог быка и получивший название «Золотой Рог».

Из-за удачного географического положения город быстро становится центром торговли, но и желанным трофеем для ближайших соседей – персов, которые завоевывают его в 513 году до нашей эры под предводительством Дария.

Читайте также  Переименование столиц: кому это надо? Азия и Африка

Когда город был освобожден от персов, Афины и Спарта также периодически предпринимали набеги на Византий, ставший стратегически важным для древних греков в черноморской торговле. В 340 до нашей эры город был осажден македонским царем Филиппом II. Осада продолжалась около трех лет, но Византий так и не был сдан. В легенде говорится, что однажды во время осады ночью из-за облаков неожиданно выглянула луна, ее свет  позволил защитникам города отбить атаку македонцев. Именно тогда полумесяц стал символом города.

Александр Македонский также не смог завоевать Византий. Но в 196 году нашей эры город  завоевал Септимий Север и сделал его частью Римской Империи. Будучи щедрым и справедливым правителем Септимий Север реконструирует город, строит термы, театры и ипподром. Сохранилась с тех времен площадь Ипподром, которая была построена в 320 году, обелиск Константина (Чемберлиташ) и Змеиная колонна. В то время Рим ослабевает из-за частых нападений варваров и постепенно приходит в упадок. В 324 году нашей эры император Константин создает единую Римскую империю и в 330 году переименовывает город в свою честь, а так же провозглашает его новой столицей.

Константин  оставил заметный след в истории Стамбула. Он продолжил реконструкцию города, заполнил его мраморными и бронзовыми скульптурами  известных мастеров, привезенными из разных мест Империи. За небольшое количество времени город увеличивается почти в пять раз. Возводятся новые городские площади, строятся дороги.

С этого времени Константинополь — новая столица Римской империи, с ее византийской культурой,  совершенно другой и оригинальной по сравнению с латинской, будет блистать многие столетия.

В 476 году, при императоре Юстиниане, когда Западная Римская империя окончательно ослабевает, Константинополь достигает небывалого расцвета. Греческий становится официальным, а император принимает титул базелевса. Как ни странно, латинское наследие Константинополя подтачивает его основы. Константинополь не только забирает административную власть у Рима, но и захватывает религиозную, из-за чего конфликт Запада и Востока, итак обостренный иконоборчеством, усиливается из-за периодических отлучений от церкви, которыми обмениваются империи. В XI веке духовное напряжение, в котором жил Запад, объединенный идеей освобождения Святых мест Иерусалима от неверных, привело к идее Крестовых походов.